Немного истории о нашем любимом мультфильме «Жил-был пес»

Вы помните это мультфильм? О приключениях постаревшего Пса и его спасителя Волка. Спустя 30 лет после его создания взрослые и дети смотрят этот мультфильм с удовольствием. Он радует глаз и поднимает настроение, а фраза «Щас спою!» давно уже стала крылатой.

«Жил-был пес» – творение москвича Эдуарда Назарова, которое на сегодня считается лучшим воплощением украинской темы в анимации. Московский мультипликатор в коротком мультфильме передал украинский национальный колорит лучше кого бы то ни было из отечественных кинематографистов. История о дружбе волка и пса на фоне жизни крестьян украинского села стала своеобразной визитной карточкой как московского Союзмультфильма, так и Украины.

В 2012 году на Открытом фестивале анимационного кино в Суздале мультфильм стал первым в рейтинге 100 лучших российских мультфильмов за 100 лет, опередив знаменитые «Ну, погоди!» и «Ежик в тумане».

Очаровательная простота драматургии и рисунка и прекрасная запись актеров – вот в чем, по мнению Давида Черкасского, украинского анимационного режиссера, скрыт секрет успеха работы Назарова.

С литературными прототипами своего мультика Назаров познакомился в далеком послевоенном детстве, когда прочитал сказку «Ciрко» о собаке и его друге волке. Через 30 лет, будучи молодым художником-постановщиком на всесоюзной анимационной студии Союзмультфильм эта детская книжка вновь попалась ему в руки и он стал размышлять, какая жизнь была у волка и у пса, когда они были молоды. Ну и так постепенно-постепенно развернулись события.

В 1970-х аниматор регулярно гостил в городке Цюрупинске Херсонской области у своего армейского друга. Провинциальное местечко на самом деле выглядело как большое село, где можно было встретить и белые хаты, крытые камышом, и парней и девушек, поющих по вечерам на улице народные песни, «прямо как в старину». Это пришлось Назарову по душе и перекочевало в фильм.

Сконструировать в мультфильме украинское село режиссеру помогли и зарисовки, сделанные в Киевском этнографическом музее под открытым небом – знаменитом Пирогове. Походил Назаров и по львовским этнографическим музеям, где сделал наброски одежды, утвари, посуды и всяких мелочей.

Настоящей жемчужиной материала стала музыка, которую автор мультфильма раздобыл в 1980 году в Институте фольклора и этнографии Академии наук УССР. Сотрудники учреждения подарили Назарову большую магнитофонную катушку со старинными песнями, записанными этнографами в украинских селах.

Поездки по Украине привели к тому, что материала у Назарова набиралось на анимационную ленту из двух частей общим хронометражом 15 минут.

– Я хотел больше рассказать зрителю, и многие сцены можно было вполне удлинить, однако тогдашний руководитель киностудии настоял на том, чтобы мультфильм вышел коротким, – говорит режиссер.

К слову, озвучивавшие главных героев звезды советского экрана актеры Георгий Бурков (пес) и Армен Джигарханян (волк) добавили ленте славы.

Для Армена Джигарханяна «Жил-Был пес» стал первым опытом в мультипликации. С режиссером он сразу сработался, Эдуард Назаров вспоминал, что главным было объяснить характер самого фильма, что это не фарс, не карикатура, а нормальная, жизненная история. Нельзя было, чтобы актеры кривлялись и выдавливали лишний смех из зрителя. Цитирую воспоминания режиссера: «Помню, когда Джигарханян впервые вошел в тон-ателье, меня прошиб холодный пот. На рояле были разложены эскизы персонажей, и когда я увидел сутулого Армена Борисовича – ну, вылитый «Горбатый» из сериала «Место встречи изменить нельзя» – и посмотрел на точно такого же нарисованного мною волка, то подумал, что Джигарханян обидится и убьет меня. А он глянул и говорит: «А ничего, ничего! Хороший волк!». Кстати, сначала волка должен был озвучивать Михаил Ульянов. Зато теперь Армен Борисович на просьбу сказать что-нибудь в микрофон перед эфиром, обычно говорит свою знаменитую фразу.

Озвучка мультфильмов Назарова – отдельная история. Он всегда озвучивал свои картины сам — от безысходности и нехватки денег. Обычно давали четыре месяца на картину. Не уложился — твои проблемы. В этом во многом причина того, что именно Назаров читает в «Жил-был пес» текст от автора. Все шумы и крики в фильме сделаны просто съемочной группой. Бабьи причитания, когда волк ворует ребенка, — исполнила жена Назарова — Татьяна. Деньги же, сэкономленные на актерах, позволяли аниматорам лишний месяц рисовать. И кстати, о деньгах. Эдуард Назаров известен еще и как папа «Винни Пуха» — именно нарисовал советских героев знаменитой сказки. Но за 30 лет существования на экране мультфильма кроме полученных им много лет назад 90 рублей он ни копейки за героев «Винни-Пуха» не получил.

История пса и волка изначально называлась «Собачья жизнь», и руководство советского Госкино, склонное видеть во всем подвох, строго спросило: «А что это Вы имеете в виду?!». Назарову пришлось изменить название, чтобы его работа дошла до зрителя, а не оказалась на полке.

Правда, цензоры все равно недоглядели. Например, в малыше, которого в фильме «утащил» волк и «спас» пес, по признанию Назарова, он изобразил советского генсека Никиту Хрущева в детстве.

Зная ироничный нрав режиссера, партийные органы не выпускали Назарова на международные фестивали, даже когда там демонстрировали его работы.

– Я даже не знаю, где мои призы – и деньги были и статуэтки, – говорит сегодня режиссер. – И все это где-то… По кабинетам по чьим-то в Госкино. Но я даже не интересовался.

Зато Назаров может коллекционировать иные статуэтки – скульптурные изображения своих героев. В 2005 году бронзовое изваяние волка появилось в городе Томске, а в 2007-м – в Ангарске. Причем обе фигуры очень напоминают самого Назарова. Хотя люди, близко его знающие, утверждают, что по характеру он где-то между двумя своими героями.

источник

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Немного истории о нашем любимом мультфильме «Жил-был пес»